Наш адрес

ул. Ленина 28, Цимлянск, Ростовская область.

Наша почта:

vk-jurist@bk.ru

График работы

Пн-Пт: 9.00 до 17.00

Изменились правила по вывозу мусора: где должен находиться контейнер, когда можно не платить

Пошел уже третий год, как стартовала «мусорная реформа», но до сих пор вопросов по ней остается больше, чем ответов. Поэтому нет сомнений, что правила вывоза мусора еще долго будут корректироваться.

А пока представляем обзор самых последних изменений в этой области.

1. Где теперь должен находиться мусорный контейнер и как должны вывозить мусор

Прежние санитарные нормы, которые были утверждены в 2019 году и регулировали минимальные и максимальные расстояния от жилых домов до мусорных контейнеров, утратили свою силу с началом 2021 года (СанПиН 2.1.7.3550-19).

Новые правила установки мусорных контейнеров введены с 1 марта 2021 года (СанПиН 2.1.3684-21, утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3).

И теперь требования к местам для сбора мусора и вывозу ТКО стали более конкретными:

— контейнерные площадки должны иметь твердое покрытие (бетон или асфальт) с уклоном для оттока воды, ограждение с трех сторон не менее 1 метра высотой, а также к ним должен быть подведен подъездной путь,

— площадки должны располагаться от жилых домов (как многоквартирных, так и частных) на расстоянии не менее 20 метров и не более 100 метров.

А для сельских населенных пунктов теперь сделано исключение: минимальное расстояние до мусорных контейнеров сократили до 15 метров. И все эти расстояния допускается еще уменьшить на 25% по согласованию с Роспотребнадзором и местной администрацией,

— для СНТ сделана оговорка: места для размещения мусорных контейнеров определяются по схеме, утвержденной органом местного самоуправления,

— сокращено предельно допустимое число контейнеров для смешанного сбора отходов на одной площадке (с 10 до 8),

— регоператор обязан вывозить мусор по установленному графику, в интервале от 7 до 23 часов. В сельской местности допускается вывоз ТКО бестарным способом (т. е. без накопления в контейнере, «помешочным сбором»).

2. Когда отсутствие контейнера освобождает жителей от платы за вывоз ТКО

К сожалению, до сих пор проблема отсутствия мусорных контейнеров остается актуальной для многих, особенно, для жителей сельской местности.

Разумеется, возникает вопрос: почему выставляют счета за вывоз мусора, если выбрасывать его просто некуда? Как выясняется, ответ на него не столь прост, как кажется на первый взгляд.

Роспотребнадзор дал официальные разъяснения по этому поводу, которые согласуются в т. ч. и со сложившейся судебной практикой (сайт Управления Роспотребнадзора по Саратовской области):

— он напомнил, что потребитель имеет право на перерасчет платы за коммунальную услугу (а вывоз ТКО сейчас относится к таковым), если услуга оказана некачественно или с недопустимым перерывом.

По нормативам мусор должны вывозить не реже 1 раза в 3 дня в зимнее время и каждый день — в летнее время. Допускается задержка зимой — на 2 дня, летом — на 1 день (Правила № 354).

Поэтому жильцы могут не платить за вывоз мусора, если регоператор не оказывал им эту услугу (т.е. доказано, что машина не выезжала в населенный пункт по графику).

Такие примеры есть в судебной практике (решение Карталинского горсуда Челябинской обл. по делу № 2-7/2019). Но ссылка на отсутствие контейнера сама по себе не дает оснований для списания платежей.

Муниципальная администрация обязана определить место для накопления ТКО в пределах подведомственной ей территории (ст. 14 Закона № 131-ФЗ, ст. 8 Закона № 89-ФЗ).

Поэтому регоператор обязан организовать выезд мусоровоза по обозначенному адресу, в соответствии с утвержденным графиком. И за неисполнение этой его обязанности жители могут требовать перерасчета или полного списания с них платы.

3. За чей счет должен вывозиться растительный мусор

Если раньше регоператоры настаивали на том, что они не обязаны вывозить растительные отходы, которые образовались при уборке городских и сельских территорий, то теперь сам парламент разъяснил, почему это не так.

ГосДума опубликовала информационное письмо, где со ссылками на нормативные акты обосновывается, что остатки зеленых насаждений образуются при уборке придомовых территорий, а значит, они относятся к ТКО и вывозить их также обязан регоператор, за свой счет (Информация с официального сайта ГосДумы Федерального Собрания РФ).

Поэтому ветки, траву и пр. растительные отходы у граждан должны принимать наравне с остальным мусором.

———————————————-

Относятся ли отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки растительности) на территориях домовладений и придомовых территориях, к ТКО, и кто должен оказывать услуги по обращению с такими отходами (на примере Воронежской области)

Вопросы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, регулируются положениями Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).

Понятийным аппаратом Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ определено, что к твердым коммунальным отходам (далее — ТКО) относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

При этом согласно ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст) под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п.

Перечень видов отходов, находящихся в обращении на территории Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков (происхождению, условиям образования, принадлежности к определенному производству, технологии, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме), определен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 22 мая 2017 г. N 242 (далее — ФККО).

Согласно ФККО, группа отходов «Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам» (код по ФККО 7 31 200 00 00 0) включает виды отходов — мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог.

В Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации (утверждена приказом Минприроды России от 14 августа 2013 г. N 298) под твердыми коммунальными (бытовыми) отходами понимаются отходы, входящие в состав отходов потребления и образующиеся в многоквартирных жилых домах в результате потребления товаров (продукции) гражданами, а также товары (продукция), использованные ими в указанных домах в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства.

По сути, в указанных документах рассматриваемые понятия отходов тождественны, но в вышеуказанном определении понятия ТКО прямо указано, что ТКО образуются, в том числе, в результате удовлетворения бытовых нужд в жилых помещениях, что вносит недостаточную определенность в регулировании проблемы вывоза отходов с придомовой территории в сельских населенных пунктах, сельских и малых городских поселениях, преимущественно на территориях приусадебных участков (придомовых территорий) объектов индивидуального жилищного строительства (ИЖС).

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156.

Согласно части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Придомовая территория — образованный в соответствии с законодательством земельный участок многоквартирного жилого дома, с элементами озеленения, благоустройства, включающий в себя пешеходные пути ко входам, подъезды к дому со стоянками автотранспорта и площадками для жильцов данного дома — детскими, физкультурными, для отдыха, контейнеров, выгула собак и т.п. (СП 59.0013330.2016 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утв. приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 г. N 798/пр).

В соответствии с жилищным законодательством к жилым помещениям относятся жилой дом, (часть жилого дома), квартира (часть квартиры) и комната (часть 1 статья 16 Жилищного кодекса). Дополнительно отмечаем, что жилой дом, часть жилого дома рассматриваются Жилищным кодексом в качестве жилого помещения исключительно для целей жилищного законодательства Российской Федерации.

Под жилым домом (объектом индивидуального жилищного строительства, индивидуальным жилым домом) понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса; пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса и статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Вопросы о порядке использования, благоустройства придомовой территории решаются путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме посредством очного и заочного, а также очно-заочного голосования (статьи 44, 44.1 Жилищного кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского Кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе — здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Таким образом, представляется, что придомовая территория объекта ИЖС может рассматриваться как целостный объект при формировании бытовых отходов.

Правительство Российской Федерации, осуществляя нормативно-правовое регулирование по нормированию, в состав отходов, подлежащих учету, включило такие отходы, которые образуются при уборке придомовой территории, в том числе ИЖС, что не предполагает произвольного утверждения нормативов накопления ТКО, являющихся одним из видов отходов.

Вид отходов представляет собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов. Региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают обращение с ТКО, которые соответствуют терминологии Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО, образующихся при уборке придомовой территории.

Кроме того, в разъяснениях Минстроя России (письмо от 18 мая 2018 г. N 22270-МП/06 «По вопросу разъяснения положений действующего законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами») указывается, что организации, отвечающие за уборку территории городских и сельских поселений, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором. Отмечается, что отходы, образующиеся при уборке территории городских и сельских поселений, относятся к твердым коммунальным отходам. Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами.

Исходя из комплексного толкования норм федерального законодательства, а также учитывая позицию судов, отметим, что довод о том, что ТКО не могут образоваться за границами жилых помещений, основаны на неправильном толковании норм права (решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2019 г. N АКПИ19-543, Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 23 января 2020 г. N АПЛ19-508). Представляется, что отходы, образующиеся при уборке приусадебной (придомовой) территории ИЖС (смёт, мусор от опила деревьев, а также иные отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений и т.п.), также относятся к твердым коммунальным отходам. Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами.

С учетом системной взаимосвязи вышеуказанных правовых норм и формирующейся судебной практики в данной сфере правоотношений представляется, что вывоз ТКО с придомовых территорий должен осуществлять региональный оператор.

Кроме того, дополнительно сообщаем, что в Воронежской области организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (часть 3 статьи 5 Закона Воронежской области от 3 ноября 2015 г. N 147-ОЗ «Об отходах производства и потребления на территории Воронежской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Воронежской области в сфере обращения с отходами производства и потребления», пункт 3.2.36 Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 26 ноября 2014 г. N 1056 (далее — Положение о департаменте ЖКХ Воронежской области)). К компетенции Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области также отнесено и оказание методической помощи органам местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 3.2.7 Положения о департаменте ЖКХ Воронежской области).

Информация Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 5 ноября 2020

Источник

vk-jurist

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x