Наш адрес

ул. Ленина 28, Цимлянск, Ростовская область.

Наша почта:

vk-jurist@bk.ru

График работы

Пн-Пт: 9.00 до 17.00

28.02.2021 г. Как работает закон «О защите прав потребителей» для зарубежных магазинов

Действующий российский закон «О защите прав потребителей» (также известный как ЗОЗПП) даже по европейским меркам является весьма проработанным.

Однако если с применением закона к российским магазинам всё понятно, то с зарубежными интернет-магазинами возникают вопросы. Кто-то говорит, что наш закон и на них действует, другие же уверены в обратном. Разбираемся.

Так действует или нет?

Подробные разъяснения по этому вопросу дал недавно Верховный Суд (Определение ВС РФ от 15 декабря 2020 г. № 34-КГ20-6-К3).

Если кратко — да, наш закон действует и на покупки в зарубежных интернет-магазинах. Но не во всех случаях, а только в следующих.

1. Сайт иностранного магазина явно ориентирован на российского покупателя.

К таким признакам, к примеру, относятся:

— одним из языков сайта является русский;

— есть цены в рублях;

— есть контактные данные для связи с русскоязычной службой поддержки (телефоны с российскими кодами и т. д.).

Перечень признаков примерный — в каждом спорном случае суд должен сам определить, является ли сайт направленным на российских потребителей или нет.

2. Магазин ведёт деятельность в России.

Даже если у магазина на сайте нет русского языка, цен в рублях, поддержки и т. д., явным признаком того, что интернет-магазин ведёт деятельность в России, будут:

— есть представительство в нашей стране (офис);

— есть доставка в Россию.

В таких случаях наш закон тоже распространяется.

3. Магазин размещает рекламу для российских пользователей.

Бывает так, что интернет-магазин для россиян вроде бы не предназначен, цены в иностранной валюте, представительства в стране магазин не имеет, но рекламу размещает.

Вы видите, в российском сегменте интернета рекламу, переходите на сайт и успешно делаете заказ. В этом случае наш ЗОЗПП на вашу покупку также распространяется.

Во многих интернет-магазинах есть раздел, где сказано, что к отношениям между покупателем и продавцом применяется законы того государства, где магазин зарегистрирован. Но в вышеперечисленных случаях это примечание не имеет силы.

Насколько полно действует закон

Полностью.

К примеру, у покупателя есть право не только вернуть товар или требовать гарантийного ремонта, но и заявить штраф в размере 50% стоимости товаров или услуг в случае, если магазин отказался исполнять ваши требования добровольно (п. 5 ст. 13 ЗОЗПП).

Выбирать суд можно по своему усмотрению — п. ст. 17 ЗОЗПП даёт потребителю прав обращаться в суд по месту жительства.

А что с обычными магазинами и услугами?

При выполнении вышеизложенных условий, закон «О защите прав потребителей» применяется не только к покупкам в интернет-магазинах, но и в обычных магазинах, а также при оказании услуг.

Например, в вышеназванном определении Верховный Суд рассматривал дело россиянки, которая поехала в Беларусь лечить зубы, увидев рекламу местной клиники в Интернете. Услугу там оказали некачественно, в результате чего клиентка обратилась в российский суд. ВС признал, что это было правомерно и так делать можно.

vk-jurist