Одна компания решила прорекламировать свой продукт, но не раскрыла важных условий о цене. Другая решила задеть тех, кто не пользуется ее приложением, и высмеяла их в своей рекламе. Третья посчитала, что в YouTube законы не работают, и заказала у блогеров рекламную интеграцию алкогольных продуктов. А еще один рекламодатель решил воспользоваться эпидемией коронавируса и заявил, что «Арбидол» от болезни помогает. Все они получили предписания или штрафы, а также попали в нашу рубрику «Вредные советы» – на этот раз о популярных рекламных нарушениях.
1. Расскажи, что лекарство поможет от коронавируса
Что рекламировали: «Арбидол».
Как рекламировали: в рекламе производитель сообщил, что препарат «Арбидол» обладает терапевтической эффективностью против коронавирусной инфекции. При этом в инструкции по применению лекарства такие его свойства отсутствовали.
Почему так нельзя: ФЗ «О рекламе» разрешает рекламировать только те свойства препаратов, которые описаны в его инструкции (ч. 6 ст. 24 закона). Характеристики и способы применения лекарственных препаратов в рекламе должны строго соответствовать тому, что указано в инструкции по применению. В итоге АО «Отисифарм», рекламодателю, выдали предписание о прекращении нарушения. А штраф за такое нарушение составляет от 200 000 до 500 000 руб.
2. Говори побыстрее
Что рекламировали: квартиры в жилом комплексе.
Как рекламировали: на радио. После рассказов о качествах ЖК озвучили обязательную информацию о проектной декларации и наименовании застройщика. На всё хватило трех секунд эфирного времени.
Почему так нельзя: информацию зачитали слишком быстро, из-за чего потребитель не мог воспринять ее. И хотя рекламодатель формально исполнил требование закона, фактически он его нарушил. ООО «Главстрой-СПб специализированный застройщик» (рекламодатель) и ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (рекламораспространитель) выданы предписания об устранении нарушения. А штраф за такие нарушения составляет от 100 000 до 500 000 руб.
3. Закажи «алкогольную» интеграцию у YouTube-блогера
Что рекламировали: виски Jim Beam.
Как рекламировали: с помощью вставки в ролик одного из видеоблогеров. В ролике-интеграции продемонстрировали стеллаж с виски Jim Beam и поговорили о «вечеринках для каждого» в честь 225-летия компании.
Почему так нельзя: реклама алкогольной продукции не должна размещаться в интернете (п. 8 ч. 2 ст. 21 закона «О рекламе»). Поэтому ФАС выдала предписание устранить нарушение.
«Договоры на рекламную интеграцию между компаниями и популярными YouTube-каналами становятся все более популярными. Но вне зависимости от способа и канала распространения надо учитывать требования законодательства». — Татьяна Никитина, начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС
4. Прорекламируй букмекера
Что рекламировали: букмекерскую контору Winline.
Как рекламировали: во время баскетбольного матча сразу несколькими способами: с помощью аудиозаписей, на бортах баскетбольной площадки и через рекламную конструкцию.
Почему так нельзя: реклама основанных на риске или пари игр очень ограничена законом «О рекламе». Например, ее можно пускать в телевизионный эфир, но только с 22:00 до 7:00. Рекламировать букмекерские компании прямо на спортивном мероприятии нельзя, указала ФАС. Она выдала предписания об устранении нарушений ФАУ МО РФ ЦСКА и ООО «Профессиональный баскетбольный клуб ЦСКА» (как рекламораспространителям) и возбудила дела об административных правонарушениях.
5. Покажи ребенка в опасности
Что рекламировали: страховку здоровья для детей от компании «ВТБ Страхование».
Как рекламировали: на изображение ребенка, который идёт по верхней перекладине качелей, поместили надпись: «Могу все!»
Почему так нельзя: члены экспертного совета ФАС отметили, что выражение «Могу всё!» в совокупности с изображением ребёнка в опасной ситуации воспринимаются как «утверждение о возможности совершения ребенком любых действий, в том числе опасных для его здоровья». А показывать несовершеннолетних в опасных ситуациях запрещает закон «О рекламе». В итоге «ВТБ Страхование» оштрафовали на 100 000 руб.
6. Оскорби клиента
Что рекламировали: сервис объявлений Auto.ru.
Как рекламировали: с помощью видеороликов. В них покупатель и продавец обсуждали, почему объявления о продаже автомобиля нет на Auto.ru, а другой человек комментировал причину. Оказалось, что продавец просто пытается обмануть покупателя. Чтобы не попасть в такую ситуацию, зрителям предложили скачать приложение Auto.ru, где размещаются проверенные объявления.
Почему так нельзя: реклама не должна формировать негативное отношение к тем, кто не пользуется рекламируемыми товарами, или осуждать их. ООО «Яндекс.Вертикали» получило предписание об устранении нарушения. Штрафы за них составляют от 100 000 до 500 000 руб.
7. Сделай погромче
Что рекламировали: телеканал CNN.
Как рекламировали: громко. Уровень громкости звука фрагментов со сведениями о телеканале, а также логотипа телеканала несколько раз превысил уровень громкости звука прерываемой ими телепередачи – от 1,6 дБ до 9,6 дБ (при допустимых 1,5 дБ).
Почему так нельзя: уровень громкости рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой телепрограммы. Нарушителям грозит штраф до 500 000 руб. А CNN наказали на 200 000 руб.
8. Напиши важное мелким шрифтом
Что рекламировали: банковскую карту Райффайзенбанка.
Как рекламировали: в рекламном ролике, который транслировался на телевидении, мелким шрифтом подписали важную информацию о банковском продукте.
Почему так нельзя: информация была подписана мелким шрифтом и показывалась недолго, поэтому у потенциального потребителя не было возможности прочитать ее. А ведь там содержались условия обслуживания в банке. Поэтому в антимонопольной службе назвали такую рекламу недостоверной и назначили штраф в 100 000 руб., а суд с этим согласился.
9. Скрой важную информацию от клиента
Что рекламировали: мобильный тариф МГТС «Super Smart».
Как рекламировали: разослали клиентам информацию о том, что абонентская плата по тарифу составляет 350 руб. Но не написали о том, что такая цена будет действовать только в период промоакции или при покупке нескольких SIM-карт.
Почему так нельзя: потому что такая реклама вводит потребителя в заблуждение относительно цены продукта. «Без пояснений потребители легко могли прийти к выводу, что услуги связи по тарифу «Super Smart» предоставляются за 350 руб. в месяц. По факту же такая возможность была ограничена жесткими условиями, о которых оператор в рекламе предпочел умолчать», – отмечали в ФАС. Служба выдала решение и предписание о прекращении нарушения, которые признал законными суд.
10. Пообещай больше, чем собираешься дать
Что рекламировали: выгодные вклады.
Как рекламировали: реклама в газете рассказала читателям, что кооператив «принимает сбережения до 13,5% годовых».
Почему так нельзя: реклама финансовых услуг не должна умалчивать об условиях, которые повлияют на уровень ее доходности. Рекламодатель лишь рассказал о возможной максимальной ставке по вкладу, но не объяснил, при каких условиях потенциальный клиент сможет получить такой процент. Поэтому кредитный потребительский кооператив «Сберагро» получил предписание о прекращении нарушения. Ему грозил штраф от 100 000 до 500 000 руб.