В этом году сервису «Картотека арбитражных дел» исполнилось ровно 10 лет. За это время ресурс стал постоянным спутником не только юристов, но и бизнесменов. Через КАД предприниматели проверяют своих потенциальных контрагентов перед заключением важных сделок, а литигаторы готовятся к своим процессам и отслеживают истории споров процессуальных оппонентов. Хотя сначала на юррынке к такой технической новинке относились настороженно, а судьи неохотно загружали документы в КАД. За прошедшие 10 лет многое изменилось.
Первые шаги по систематизации актов
В 2008 году появилась первая полноценная база решений арбитражных судов (БРАС), ведением которой занимался «Гарант-Интернет». Но там публиковались только итоговые акты судов, вспоминает CEO PravoTech Алексей Пелевин: «Их число не превышало 30% от общего количества решений, которые суды принимали».
В то же самое время бизнесмен Дмитрий Чиракадзе и Пелевин задумали открыть портал «Право.ru» и добавить к информационной ленте различные сервисы: сделали карточки судей и стали публиковать информацию о судебных делах. Эти сведения собирали с сайтов судов, так и набралась первая база судебных актов от «Право.ru». Именно она и легла в основу КАД, технической разработкой которой занялись восемь программистов. На работу отводилось не больше двух месяцев.
По словам Пелевина, они с Чиракадзе на три дня закрылись в офисе, чтобы придумывать дизайн КАД: «Тогда и появился интерфейс, теперь уже всем привычный». Так и появился единый централизованный бесплатный ресурс, который включил в себя данные о реквизитах всех судебных дел и документов, а также тексты принятых судебных актов.
Картотеку запустили в феврале 2010 года и подключили к ней сразу 112 арбитражных судов. Тогда в базе содержалась информация более чем о 4 млн судебных дел, за девять лет эта цифра увеличилась почти в семь раз, до 27,3 млн. На тот момент нововведение выглядело настоящим технологическим прорывом и изначально имело большую часть функций, которые сегодня юристы считают уже привычными. Для поиска дела достаточно указать его номер либо иные реквизиты: наименование участника спора, дату регистрации дела, имя судьи или наименование суда. В карточке спора пользователь может ознакомиться с опубликованными судебными актами, узнать о событиях по делу, увидеть список участников и судей. Карточка содержит информацию о поданных заявлениях, жалобах и ходатайствах, показывает текущий статус спора и его рассмотрение в вышестоящих инстанциях. Все события в карточке располагаются в хронологической последовательности. Непосредственно в карточке можно посмотреть, а главное – распечатать принятые по делу судебные акты.
Разработчик КАД – российская компания PravoTech (под руководством акционеров из РФ) является лидером рынка Legal Tech. Среди ее клиентов – Альфа-Банк, Сбербанк, «Мираторг», «Газпром нефть», «МегаФон», «Ингосстрах», Россельхозбанк, «Ростелеком» и другие. Более 300 организаций, в том числе и международных, доверяют автоматизацию юридических процессов PravoTech.
Тем не менее, изначально многие юристы отнеслись к новинке с глубоким недоверием. Некоторые коллеги делились подозрениями, что система лишь усложнит жизнь юристов, вспоминает первые впечатления от картотеки арбитражных дел партнер ЕМПП Мерген Дораев. Подозрения юррынка усиливало и отношение судейского сообщества к нововведению.
«Проблема гласности – палка двух концов. Благодаря КАД каждого судью можно рассмотреть под микроскопом. Все процессуальные события видны. Раньше ведь ни отказы в обеспечительных мерах, ни переносы заседаний нигде не публиковались. За 10 лет качество раскрытия информации выросло». — Алексей Пелевин, CEO PravoTech
По словам Дораева, им с коллегами приходилось наблюдать нежелание судов принимать поданные в таком виде документы: «Что-то не подшивалось в дела. Доходило до того, что все электронные файлы дублировались в бумажном виде». Поначалу уровень раскрытия данных со стороны судов не превышал 25%, признает Пелевин: «За несколько месяцев эта цифра выросла до 99% благодаря разъяснительной работе, которую вели с судейским корпусом».
Юристам система быстро приглянулась
Уже через год систему по достоинству оценили сотрудники крупных юркомпаний, частнопрактикующие юристы и другие представители, участвующие в процессах. Главное, что они отмечали, – КАД способствует развитию судебной системы России. Об этом еще девять лет назад говорил Константин Астафьев, партнер КИАП .
Его коллега по бюро Илья Дедковский тогда подчеркивал, что с помощью этого ресурса юристы стали экономить свое время и силы: «Теперь не нужно стоять в очереди за решением или проводить половину рабочего дня за телефоном, чтобы узнать информацию по делу. Функция информирования по электронной почте в отношении интересующих споров позволяет оперативно реагировать на любые изменения по ним».
Возможность проследить «судебную историю» в отношении конкретной компании благодаря нажатию нескольких кнопок серьезно облегчила рутинную работу специалистам и снизила нагрузку на сотрудников аппаратов арбитражных судов.
Показатели системы росли стремительно, спустя два года после запуска среднесуточная посещаемость КАД выросла на 75% и составила 200 000 человек. Аудитория на то время достигла почти 10 млн уникальных пользователей, которые заходили на ресурс в общей сложности 61 млн раз и просмотрели более 220 млн страниц.
Функции системы стали со временем использовать еще шире. В 2012 году Виктория Соловьева из Яковлев и Партнеры рассказывала, что предприниматели стали применять КАД для оценки потенциальных контрагентов. К тому моменту разработчики уже выпустили приложение КАД для всех мобильных платформ: iOS, Android и Windows Phone. При этом пользователи получили возможность хранить нужные документы в памяти устройства, чтобы работать с ними без интернета.
В 2013 году в КАД добавили Суд по интеллектуальным правам, аудиозаписи судебных заседаний, отчет о публикации материалов по делам упрощенного производства и возможность создания электронного дела.
Еще через год система электронного правосудия позволила пользователям автоматически подписываться на дела при подаче документов в электронном виде, получать отчеты по публикации аудиозаписей судебных заседаний, а также альтернативно авторизоваться через ЕСИА (портал «Госуслуги»). В 2015-м разработчики добавили возможность судьям удалять ошибочные документы, а еще появилась возможность прикреплять внепроцессуальные обращения в КАД. К 2017 году общий объем данных во всех файловых хранилищах увеличился с 12 до 218 Тб.
В прошлом году лицам, участвующим в деле, разрешили через систему знакомиться с электронными документами, графическими копиями документов и аудиозаписями судебных заседаний, размещенными в КАД. А уже этой весной на фоне пандемии тестируются проекты по автоматизации приказного производства, отправка документов в суд с помощью чат-бота, а также интерактивный конструктор для создания электронных документов.
Арбитражные суды с каждым годом продолжают становиться все технологичнее. В январе 2020-го появилась функция дистанционного ознакомления с материалами дел, а на фоне пандемии удалось запустить онлайн-процессы. Теперь можно судиться, не выходя из дома. К системе подключили уже несколько десятков судов различных инстанций (вплоть до экономколлегии ВС).
Президиумы Верховного суда и Совета судей рекомендовали проводить заседания по видео-конференц-связи всем судам, у которых есть техническая возможность. На данный момент в онлайн-формате прошло уже больше 2000 процессов. При этом пока КАД не имеет аналогов в мире, а посещаемость ресурса сравнима с порталом «Госуслуги» и ФНС – www.nalog.ru.
За что сегодня систему ценят пользователи
Сегодня к КАД и другим сопутствующим сервисам все уже привыкли. С развитием информационно-аналитических систем, таких как СПАРК, КАД, «Гарант-Интернет» или «Консультант», судьи и судебные юристы получили неограниченный доступ к огромным массивам постоянно меняющейся информации, подчеркивает партнер Инфралекс Артур Рохлин. Как о судебных решениях, так и об участниках процессов, их имуществе, опыте судебных разбирательств.
Таким образом, благодаря подобным базам прозрачнее стала не только судебная практика, но и деятельность юристов. Из таинства начала 2000-х работа судебного юриста превратилась в ремесло, алгоритм которого понятен любому разумному клиенту, поясняет Артур Зурабян, адвокат, руководитель практики разрешения споров и международного арбитража Art de Lex .
Мы перестали быть «кудесниками», готовыми обещать, а иногда даже исполнить «процессуальное чудо» через иски «миноритарных акционеров» в СОЮ, замечает эксперт. Трансформировались в высокооплачиваемых ремесленников, получающих гонорар за качественно выполненную работу, добавляет он.
«Цифровизация упрощает деятельность юристам. Чем меньше времени мы тратим на технические вещи, тем больше времени остается на интеллектуальную юридическую работу». — Максим Степанчук, партнер Делькредере
Поэтому сейчас никто не может представить свою профессиональную жизнь без любимого домена arbitr.ru и множества специализированных информационных сервисов, таких как Casebook и Caselook, констатирует управляющий партнер Волга Лигал Андрей Сычев. Да и клиенты юристов, благодаря появлению таких систем, стали более информированными о ходе процесса. С течением времени и развитием самой судебной системы растет правосознание клиентов, резюмирует управляющий партнер S&K Вертикаль Сергей Слагода.
А Пелевин обещает, что уже в этом году пользователи увидят систему в новом дизайне – КАД.2.0. Мы идем к единому проектному пространству судьи и участника спора, рассказывает он о планах на будущее: «Все они будут в одном пространстве общаться между собой». Образуется так называемая экосистема, объясняет глава PravoTech: «Если судье нужно что-то запросить, то он напишет в чате одной из сторон: дайте документы по такому-то иску. И такое сообщение станет считаться юридически значимым действием». Наша главная задача – снимать лишние бюрократические процедуры, резюмирует Пелевин.