Наш адрес

ул. Ленина 28, Цимлянск, Ростовская область.

Наша почта:

vk-jurist@bk.ru

График работы

Пн-Пт: 9.00 до 17.00

15.12.2019 г. Место преступления: кино и реальность

Профессиональные криминалисты при просмотре фильмов и сериалов о совершённых преступлениях больше внимания обращают не на сюжет и актёров, а на допущенные ошибки. Например, следователи, которые заходят за ограждённое место происшествия со стаканчиком кофе, светящаяся под УФ-лучами кровь и прозрачные пакеты для упаковки изъятых материалов. Эксперт рассказал, почему такое возможно только в кино.

Мало кому приходит в голову дотошно выискивать несуразицы в старых детективных фильмах и в сериалах. При описании «древних» технологий возможны некоторые временные допущения. Например, в 1892 году в Аргентине впервые в истории изобличили преступника по отпечаткам пальцев. Зритель не будет против, если вы будете использовать дактилоскопию в своих сериалах, где действие происходит в конце XIX – начале XX века. Пусть до России эта наука дошла лишь в 1906 году.

А вот если в кино показывается современность, учитывая насмотренность и начитанность зрителя, то авторам важно показать, как всё происходит в реальности. Тут становится важен баланс условного и реального. И если автор над ним достаточно попотел, то это не позволит зрителю всплеснуть руками и возмущённо выключить серию.

В этой хрупкой системе драматургического баланса есть три пункта:

как должно быть;

как это происходит в реальности;

как это показывается в кино.

Что зависит от того, как это написали, как это хотели реализовать и чем поступились в процессе съёмок. Но, наверное, это отдельная тема для разговора – уже с продюсерами.

Детективные и криминалистические истории начинаются с нахождения субъекта преступления – обнаружение тела и осмотра места происшествия. Осмотр является начальным и практически самым важным этапом, обеспечивающим успех раскрытия преступления. Поэтому сегодня я уделю отдельное внимание именно осмотру места преступления (ОМП) и процессу получения улик.

Средства индивидуальной защиты

ОМП начинается с оцепления следственной группой предполагаемого места преступления. Территория может быть расширена, если в процессе выясняются новые детали. Далее на место преступления заходят криминалисты.

Главная головная боль реальных следователей и криминалистов с тех пор, как молекулярно-генетическая экспертиза начала заслуженно отвоёвывать себе главенствующий статус, – это средства индивидуальной защиты. Костюмы с капюшоном, шапочки, бахилы, перчатки, маски и даже сеточки на бороды. То, что препятствует привнесению посторонней ДНК на место преступления. Это стандартный протокол.

В кино – когда как. Главные герои даже шапок зимой не носят, чтобы смотреться в кадре. Не наряжать же их в балахоны и маски.

Вот отличный пример, зачем нужны меры предосторожности: эксперт держит перед лицом найденные волосы и говорит, что надеется найти там ДНК. К сожалению, при отсутствии маски велика вероятность, что найдётся там как раз ДНК самого эксперта.

Чаще всего следователи заходят на место преступления после того, как криминалисты сделают свою работу. Иногда это параллельный процесс. В отличие от криминалистических сериалов в детективах момент пересечения с криминалистами не показывают. Например, как практически в каждой серии «Касла», где главные герои приходят с кофе за ограждение.

Но когда открываются новые детали, при дополнительных осмотрах приходится всё же вызывать криминалистов повторно.

Дактилоскопия

Например, герой Моргана Фримена вызывает эксперта по дактилоскопии, который использует баллон со сжатым воздухом, чтобы избавиться от излишков порошка. Так никто не делает: при необходимости используется очень легкая кисть. Например, из перьев марабу.

Зачем использовать флуоресцентный порошок и источник ультрафиолетового света, когда до этого показали, что следы прекрасно выявились чёрным порошком, так как стена сама по себе белая? Ну, кинематографичности лишь ради.

Экспертный свет

«След» – это наш C.S.I. не только по смыслу, но и по влиянию на умы зрителей, так что о нём не раз упомяну.

Источник ультрафиолетового света у криминалистов называется «экспертный свет»: прибор совмещает в себе не только различные длины УФ-волн, но и обычный свет, а иногда ещё и источник инфракрасного излучения. На месте преступления нужно что-то компактное и универсальное.

В этом примере герой по сюжету ищет следы флуоресцирующего белка. И использует он стандартный детектор для банкнот. Во-первых, всемогущая ФЭС могла бы себе закупить более профессиональный фонарь. Во-вторых, активная обработка ультрафиолетом уничтожает биологические следы, поэтому длину волны стоило выбрать побольше. В-третьих, обязательно использование фильтрующих очков: это нужно не только для удобства, но и банально лучше видно, что светится, а что нет, а также ради техники безопасности.

Во время ОМП нужно много света, если позволяет время и техническая обеспеченность. В кино же, видимо, имеем дело с критерием достаточности для кинематографичности.

Вы видите на этом стоп-кадре множество осветительных приборов, которые должны работать и залить комнату равномерным рабочим светом. А по факту герои исследуют всё с помощью фонариков.

Упаковка и опись материалов

Упаковка и опись изъятых материалов – это очень важно. Ни одному участнику процессуальных действий, кроме преступника, не хочется, чтобы с момента изъятия материалы уничтожились, верно?

Но кино должно показывать, поэтому на экране часто используются прозрачные пакеты для упаковки чего угодно.

Изъятие объектов для любых видов последующих экспертиз, кроме одорологической (экспертиза запахов), должно осуществляться в дышащую упаковку (коробки, конверты, упаковочную бумагу), особенно если это биологические объекты, чтобы они не заплесневели, не испортились, не разложились.

Оцепление места преступления

Часто показывают, что на месте преступления ходят туда-сюда какие-то люди. Что они тут делают, спросите вы. Я отвечу: не имею ни малейшего представления.

Этот сериал с говорящим названием отвечает на свой вопрос одним кадром: надо всего лишь добиться, чтобы по месту преступления носилось огромное количество народу прямо в момент осмотра, в том числе свидетели и подозреваемые.

Посторонними на месте преступления грешат не только в зарубежных фильмах, но и в наших, казалось бы, не таких богатых на массовку сериалах. Но стоит отметить, что посторонние и в реальности тоже встречаются. Чем известнее жертва и резонанснее дело, тем больше высокопоставленных посторонних.

Зато тут в руках у героя профессиональная камера с кольцевой вспышкой, что плюс. Однако минус в том, что снимает он не по правилам криминалистической фотосъёмки: не перпендикулярно плоскости объекта и без масштабной линейки.

Фотографирование

Кстати, про фотографирование криминалистических объектов: под таким углом сфотографировать след обуви не получится. Даже если на фото будет что-то видно, то это не будет иметь значения для сравнения с подозреваемой обувью. Наверное, поэтому далее в этой серии фотографии не играют никакой роли. Ну и зачем, спрашивается, экранное время занимать?

Обнаружение пятен крови

Напоследок частая ошибка, тянущаяся уже не одно десятилетие из сериала в сериал. Что странно, учитывая, что практически ничего не стоит проверить, так сказать, на коленке, что это не работает в реальности.

В сериалах кровь под УФ-излучением часто светится. А на самом деле это не так. Даже наоборот. Кровь поглощает ультрафиолет, поэтому даже на тёмном фоне при лучах УФ будет выделяться тёмным пятном.

***

Качественный осмотр места происшествия – ключевой и основополагающий этап следственных мероприятий. Однако все эти недочёты на экране можно объяснить с производственной, драматургической и визуальной точек зрения. И они ни в коем случае не мешают этим фильмам и сериалам оставаться действительно любимыми и популярными художественными произведениями. А для показа настоящих действий криминалистов и следователей существуют документальные сериалы.

Источник

vk-jurist