Наш адрес

ул. Ленина 28, Цимлянск, Ростовская область.

Наша почта:

vk-jurist@bk.ru

График работы

Пн-Пт: 9.00 до 17.00

12.09.2019 г. Лекарство, не зарегистрированное в РФ, оплатит регион // ВС поддержал право девочки с редкой болезнь

Важное решение для людей с редкими болезнями приняла в августе гражданская коллегия Верховного суда (ВС). Пятилетней девочке из Пензенской области для жизни нужно дорогое лекарство, но в России оно не зарегистрировано. Разрешение на применение препарата дали консилиумы врачей. Но областной Минздрав не спешил обеспечивать им ребенка. Апелляция встала на сторону ведомства: заболевания нет в правительственном Перечне жизнеугрожающих заболеваний, а закон не обязывает регионы оплачивать не зарегистрированные в РФ лекарства за счет бюджета. Дело дошло до ВС, который оставил в силе решение первой инстанции, обязавшей ведомство обеспечить ребёнка препаратом (см. здесь). Стоимость лечения может составлять $1,4 млн в год.

Отец пятилетней Анастасии Карлаш из Пензенской области добивается права на обеспечение дочери лекарством, которое не зарегистрировано в России. Как рассказала Meduza в начале этого года, у Анастасии генетическое заболевание «болезнь Баттена»: оно провоцирует эпилепсию, и ребенок может дожить только до подросткового возраста. Такое заболевание очень редкое, в специальной терминологии «орфанное», оно есть не более чем у 10 человек из 100 тыс. Их перечень есть на сайте Минздрава. Лекарство для Анастасии разработано в США — «Церлипоназа альфа». Оно позволяет людям с такой же болезнью жить, как и здоровые люди. Но в России оно не зарегистрировано, аналогов нет. Незарегистрированные лекарства может закупить государство в отдельных случаях: если лечение полагается бесплатно и у пациента есть показания к этому препарату. Необходимость в лекарстве подтверждают консилиумы врачей на федеральном и региональном уровнях.

Так произошло и в случае с Настей. Разрешение на применение «Церлипоназы альфы» дали консилиум врачей и врачебная комиссия Российской детской клинической больницы Минздрава, а также консилиум врачей Пензенской областной детской клинической больницы им. Н.Ф. Филатова. После этого мать Насти в феврале 2018 года обратилась в региональный Минздрав по вопросу организации обеспечения препаратом. Однако Минздрав ответил, что Настина болезнь не включена в Перечень жизнеугрожающих редких заболеваний. Ведомство написало письмо в Минздрав России с просьбой разъяснить варианты обеспечения ребенка лекарством.

До мая 2018 года ответ из федерального министерства так и не пришел, и тогда отец Насти обратился в суд. Он потребовал признать право ребенка на бесплатное обеспечение препаратом и обязать региональный Минздрав обеспечить им. Заявитель писал, что так как лекарство дочь не принимает, то болезнь усугубляется. А необеспечение препаратом, разрешение на которое дали консилиумы врачей, нарушает права дочери как ребенка-инвалида.

Первая инстанция требование удовлетворила. Государство гарантирует ребенку-инвалиду обеспечение всеми необходимыми лекарствами бесплатно, и это обеспечение — расходное обязательство субъекта. Отсутствие болезни Насти в правительственном Перечне не может стать основанием для снижения этой гарантии.

Апелляция отменила это решение и отказала в удовлетворении требования. Суд подошел к вопросу формально. В правительственном Перечне болезни нет, назначенный препарат не зарегистрирован в РФ, не предусмотрен стандартом медицинской помощи и не входит в перечень жизненно необходимых. Закон не говорит о возможности обеспечить детей-инвалидов такими препаратами за счет субъекта. Это можно было бы сделать, если бы лекарство было зарегистрировано в России.

Гражданская коллегия ВС с апелляцией не согласилась (дело было рассмотрено 12 августа). Несмотря на то, что болезнь Насти в правительственный Перечень не включена, именно в связи с этой болезнью ей установлена инвалидность. Значит, по постановлению Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» ребенок имеет право на обеспечение лекарством бесплатно за счет бюджета, даже если оно не входит в список жизненно важных лекарств. Кроме того, сам Минздрав в письме от 8 июля 2013 года № 21/6/10/2-4878 писал, что Закон об основах охраны здоровья граждан не предполагает ограничений в обеспечении для больных орфанными заболеваниями.

Наконец, ВС подчеркнул, что в данном случае есть решения консилиумов врачей. Это медицинский документ с назначением препарата, который для Насти — единственно возможный вариант лечения. «Отсутствие рецепта врача не может умалять право ребёнка-инвалида, страдающего редким (орфанным) заболеванием, на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ему решением консилиума врачей по жизненным показаниям», ― считает гражданская коллегия.

ВС отменил решение апелляции и оставил в силе решение первой инстанции.

Не ясно, поможет ли это решение ВС другим людям с орфанными болезнями. Ведь лекарство, которое Пензенская область теперь обязана покупать для Насти, стоит, по данным некоторых американских сайтов, $28,2 тыс. за 150 мг. Насте нужно 300 мг раз в две недели на постоянной основе. Это около $1,4 млн в год, то есть около 89 млн руб. в год. Как Пензенская область будет выполнять это решение ВС, пока не ясно.

Областной Минздрав на момент написания материала не ответил на запрос «Закон.ру» о том, исполнено ли решение ВС.

Источник

vk-jurist